Любая из известных религий ничем, по сути, не отличается от любого языческого культа прежних времен. Монотеизм или политеизм - это частности. В конце концов, очень много противоречий даже в трактовке Троицы, символом одного или не одного Бога она является.
Не в этом суть.
Религия объясняет людям неизвестность в устройстве мира, и уменьшают страх от неминуемой смерти, суля блаженство в загробной вечной жизни за….
… вот тут и начинается главное. Все жертвоприношения языческого мира являются моделью рыночных отношений человека с высшими силами. Это торговля, предмет торга – милость богов. Служители культов – посредники, если быть грубо точным, торговцы на рынке, имеющие свой процент с продаж.
В исходе евреев главное не переход к монобожию, а понимание, на первых порах, что у бога нельзя ничего купить, что все и так его. Бога можно только благодарить. Десятины изначально принадлежат Богу, их приносят, чтобы показать Богу как хорошо живут его создания благодаря ему, и чтобы поделиться с менее успешными сородичами. Самопожертвование, сострадание – это единственная десятина, принадлежащая самим людям. Они могут ей поделиться, нет, не с богом, конечно, а с людьми, осуществляя при этом главную волю бога – установление между людьми любви. К сожалению, у евреев постепенно все вернулось в привычное “русло”.
Хранители места поклонения богу (левиты), превратились в Его наместников или “уполномоченных” представителей (жрецы, священники), они стали пользоваться какими-то привилегиями, богатеть на этой работе. Церковь получила покровительство власти, стала ее адвокатом. Вера превратилась в официальную религию. Десятины стали обязательными, по сути, налогом.
Борьба с этой тенденцией и есть глубинная суть любого протеста, как то великие учения Будды, Моисея, Иисуса, Мухаммеда, так и множество других, удачных и не очень, искаженных впоследствии до неузнаваемости, попыток найти справедливость. Это и иудеохристиане в Древнем Риме, и протестантизм в средневековой Европе и Англии, и старообрядчество на Руси, и несторианство, и бахаизм, и даже ваххабизм.
Все, тем или иным языком и действиями, хотели бороться с несправедливостью, с торговыми отношениями с “Отцом”, с властью Церкви, с их посредничеством при этой торговле, с очищением Веры от религии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий